14 октября 2013 г.
И снова здравствуйте!
В прошлой статье мы рассказали о том, что такое продающий сайт, и как его таким сделать. Теперь настало время коснуться того, как грамотно выбрать исполнителя для его создания.
Многие считают, что хороший сайт стоит дорого. У кого денег немного, единственным вариантом видят фрилансеров или компании, предлагающие шаблонные сайты за 5000 рублей. Кто располагает значительной суммой, стремятся заказывать сайты в крупных компаниях с известным именем и впечатляющим портфолио.
Как и в любом деле, тут есть золотая середина: выбирать «руки» для создания сайта нужно «с головой», отталкиваясь не только от стоимости. Вовсе не факт, что дорогой сайт решит стоящие перед руководством задачи, а дешевый — нет. Для этого надо только вникнуть в процесс создания сайта: не стоит целиком перекладывать на исполнителя ответственность за результат! Это как в жизни – сделать ремонт в квартире можно наняв именитых дизайнеров или Равшана с Джамшутом. Но если на все вопросы от макета дизайна помещения до обоев у вас нет времени, то процесс затянется, а результат огорчит обе стороны:).
Зачастую, клиент до конца не знает, каким должен быть его сайт. Это – нормально, т.к. ему достаточно знать лишь приоритетные товары/услуги своего бизнеса и то, что сайт должен их продавать. А вменяемый подрядчик должен понимать эти потребности и предложить достойное решение.
Итак, на какие вопросы надо знать ответ?
Сайт должен продавать. Выстройте четкие составные цели, как он будет это делать, и соотнесите их с возможностями исполнителя!
Приведем несколько примеров целей и их соответствия с местом, откуда должны расти «руки» исполнителя.
Срок жизни маленького проекта обычно неизвестен и зачастую не превышает года. Поэтому вкладываться без понимания, что дело «попрет» желания обычно нет. Т.е. не имеет смысла думать о «наворотах» — требуется простое решение, а с работой в теории может справиться кто угодно
Если стоит задача существующий несложный интернет-магазин сделать мощным инструментом продаж, «допилив» туда личный кабинет покупателей, выгрузку в 1С, подключение к платежной системе и витрине Яндекс.Маркет (при этом, конечно, не потеряв существующий трафик из Яндекса и Google!), то своевременно задумайтесь об опыте исполнителя. Если в его портфолио только одностраничные сайты-визитки, то это повод для раздумий о его квалификации
Об имидже заботятся компании, у которых есть чего покушать сейчас. Те, кто заботится о расширении своих горизонтов. В данном случае особое внимание надо уделить дизайну – если портфолио разработчика состоит из унылых картинок, то вам не сюда.
Это совсем не так очевидно, как вы может быть подумали. Сайты, к счастью или сожалению – это не пирожки, которые сравнить можно только по свежести и начинке.
«Сайт под ключ» совсем не означает, что на следующий день после сдачи можно показывать его потенциальным клиентам. Уточните:
— когда будет готово ТЗ (техническое задание), и будет ли оно вообще (удивительно, но факт – еще не перевелись те, кто получив предоплату делает нечто эфемерное «помните, мы об этом говорили»:))
— на ком лежит создание контента (тексты, изображения, описания и т.д.) и его размещение на сайте
— входит ли в эту сумму стоимость лицензии CMS (системы управления сайтом)
— каким образом и чьими силами осуществляется тестирование
— перенесут ли созданный сайт на хостинг и возможно ли технически его потом сменить
— срок бесплатной поддержки ошибок, выявленных после сдачи проекта
— и еще куча всего
Эти вопросы обычно замалчиваются. Другая сторона медали в том, что каждый сэкономленный рубль на сайте – потеря 10 рублей на рекламе!
Планируйте не только расходы на сам сайт, но и на его последующее развитие и рекламу. Рассчитывайте в адекватных пропорциях. Если у Вас есть на все про все 100 рублей, то заказывать сайт за 99 опрометчиво (ну, кроме как задачи сайта в отмывании этой суммы:))
Сразу определитесь, что важнее: дедлайн или идеальный сайт, когда требуется реализовать все неочевидные при подписании договора идеи, возникшие непосредственно в процессе разработки.
За неделю готовый к рекламе и клиентам интернет-магазин не сделать, особенно за 3756 рублей. Хотя, есть на рынке компании, предлагающие нечто подобное. Важно понимать, что мало денег — значит немного и работы. Как правило, дизайн таких сайтов шаблонный (не ждите оригинальности), существенно ограничены возможности внесения изменений и последующей доработки.
Поверьте, идеального сайта не существует. Иначе бы компании с солидным бюджетом давно реализовали все раз и навсегда. Однако их сайты меняются. Так что при возникновении очередной супер-пупер идеи, отдаляющей сдачу проекта на пару-тройку месяцев, лучше примите решение остановиться. Начните зарабатывать с помощью созданного сайта, а реализовать задуманное можно и параллельно.
Гарантий тут, конечно, нет. Но можно провести ряд профилактических мероприятий:
— найдите исполнителя через «сарафанное радио»
— подготовьте с исполнителем подробное ТЗ обязательно ДО осуществления предоплаты за весь проект
— разбейте задачу на несколько этапов и предусмотрите «наказание рублем» за просрочку сдачи каждого, а также проекта целиком.
Иначе может быть так – договорились с исполнителем на месяц, проходит даже не два, а сайта нет. Вы и требовать назад не хотите, потому что «сайт вот-вот будет готов», но и результата нет.
Вы
Если да, тогда ответьте себе:
— все этапы были понятны ДО начала процесса или пришлось разбираться по ходу дела?
— уложились в сроки?
— довольны результатом с точки зрения затраты денег/нервов/телефонных счетов и т.д.?
Короче,
Чем выше уровень студии, тем взыскательнее ее клиенты. Тем более строго выстроены все процессы, а клиент в этом случае принимает посильное участие в разработке проекта в атмосфере профессионализма и комфорта – с ним встретятся по любым вопросам хоть ночью в другом городе. Конечно, это находит отражение в стоимости оказываемых услуг.
Адекватно оценивайте целесообразность вашей вовлеченности в создании сайта. Кто бы не был исполнителем — вникайте в процесс! В противном случае ТЗ может быть выполнено вплоть до последней запятой, а созданный сайт «не соответствовать целям компании, не отражать ее корпоративный дух, не нести миссию потенциалам» и т.п.).
Хотите впечатляющий результат — внимательно изучайте и вносите коррективы в ТЗ, утверждайте прототипы дизайна страниц, будьте в курсе работ по программированию, тестируйте функционал, позаботьтесь о наполнении сайта. При высоком уровне исполнителя этих движений просто будет значительно меньше.
Итак, неприятно, но факт — идеальных сайтов и идеальных исполнителей не существует: (.
Обращайте внимание не только на бюджет! Получите полное представление о проекте ДО начала работ: ЧТО будет сделано и КОГДА все это закончится. Начните с целей проекта, описания требуемого результата и разработки подробного ТЗ. Зафиксируйте с разработчиком стоимость этапов, сроки их выполнения и ответственность в случае в случае задержек.
Это вас не спасет, но будет значительно легче:)
Алина Евстифорова, заместитель директора Агентства интернет-рекламы Art Liberty