07 ноября 2016 г.
2 ноября 2016 года Яндекс объявил о запуске нового алгоритма, получившего название «Палех». Теперь поисковая система научилась еще точнее понимать и обрабатывать поисковые запросы, выдавая максимально релевантный результат. Причем теперь поисковая система умеет обрабатывать запросы и по ключевым фразам, и по смыслу. В чем же заключается суть нового алгоритма и почему он получил такое название?
Каждый день Яндекс обрабатывает порядка 280 млн. запросов, среди которых примерно 100 млн. сформированы неточно. Это уникальные запросы, которые существуют в единственном варианте и не повторяются. Например, ребенок ищет игру для своего планшета и вводит в поисковую строку: «покажи мне какую-нибудь сказочную игру с добрыми феями». Выдать релевантный результат на такой длинный и нечетко сформулированный запрос для поисковой системы было очень сложно. До алгоритма «Палех».
Все запросы Яндекс условно разделяет на три основных группы в зависимости от их частотности. Схема же их распределения отображается в виде птицы, условно разделенной на три «составляющие» — клюв, туловище и хвост.
Под описание птицы с таким длинным хвостом лучше всего подошла сказочная жар-птица — частый персонаж знаменитых палеховских шкатулок. Именно поэтому поисковый алгоритм и получил такое название — «Палех».
Новый алгоритм создавался для того, что максимально точно отвечать на длинные запросы из «хвоста» жар-птицы. Для этого было принято решение подключить к системе поиска нейронные сети.
Нейронные сети — это специальная обучающая система или математическая модель, которая построена по принципу биологических нейронных сетей и действует по заданному алгоритму. Разработчики «Палеха» создали новый способ обработки запросов, назвав его семантическим вектором, в основе которого лежат именно нейронные сети.
В процессе обучения искусственные нейронные сети начинают понимать соответствие между заголовками текстов на сайтах и запросами пользователей. Они проводят детальный анализ по сотням разных параметров и в результате выдают пользователю именно то, что он искал, даже если запрос был сформирован неточно и без ключевых фраз.
Главный вопрос, который волнует всех владельцев сайтов и SEO-специалистов: как повлияет алгоритм «Палех» на поисковую выдачу?
На наш взгляд, физически невозможно оптимизировать сайт под «абракадабру» всевозможных запросов, чтобы получить хоть часть трафика из «хвоста Палеха», а с появлением нового алгоритма эта необходимость отпадает вовсе. Однако при всех равных условиях (отсутствие вхождений ключевых фраз) в ТОП будут попадать сайты с максимально качественным и релевантным контентом, удобным дизайном, высокой скоростью загрузки и в целом выше качеством, чем конкуренты.