И снова здравствуйте!
В прошлой статье мы рассказали о том, что такое продающий сайт, и как его таким сделать. Теперь настало время коснуться того, как грамотно выбрать исполнителя для его создания.
Многие считают, что хороший сайт стоит дорого. У кого денег немного, единственным вариантом видят фрилансеров или компании, предлагающие шаблонные сайты за 5000 рублей. Кто располагает значительной суммой, стремятся заказывать сайты в крупных компаниях с известным именем и впечатляющим портфолио.
Как и в любом деле, тут есть золотая середина: выбирать «руки» для создания сайта нужно «с головой», отталкиваясь не только от стоимости. Вовсе не факт, что дорогой сайт решит стоящие перед руководством задачи, а дешевый - нет. Для этого надо только вникнуть в процесс создания сайта: не стоит целиком перекладывать на исполнителя ответственность за результат! Это как в жизни – сделать ремонт в квартире можно наняв именитых дизайнеров или Равшана с Джамшутом. Но если на все вопросы от макета дизайна помещения до обоев у вас нет времени, то процесс затянется, а результат огорчит обе стороны :).
Зачастую, клиент до конца не знает, каким должен быть его сайт. Это – нормально, т.к. ему достаточно знать лишь приоритетные товары/услуги своего бизнеса и то, что сайт должен их продавать. А вменяемый подрядчик должен понимать эти потребности и предложить достойное решение.
Итак, на какие вопросы надо знать ответ?
Сайт должен продавать. Выстройте четкие составные цели, как он будет это делать, и соотнесите их с возможностями исполнителя!
Приведем несколько примеров целей и их соответствия с местом, откуда должны расти «руки» исполнителя.
Срок жизни маленького проекта обычно неизвестен и зачастую не превышает года. Поэтому вкладываться без понимания, что дело «попрет» желания обычно нет. Т.е. не имеет смысла думать о «наворотах» - требуется простое решение, а с работой в теории может справиться кто угодно
Если стоит задача существующий несложный интернет-магазин сделать мощным инструментом продаж, «допилив» туда личный кабинет покупателей, выгрузку в 1С, подключение к платежной системе и витрине Яндекс.Маркет (при этом, конечно, не потеряв существующий трафик из Яндекса и Google!), то своевременно задумайтесь об опыте исполнителя. Если в его портфолио только одностраничные сайты-визитки, то это повод для раздумий о его квалификации
Об имидже заботятся компании, у которых есть чего покушать сейчас. Те, кто заботится о расширении своих горизонтов. В данном случае особое внимание надо уделить дизайну – если портфолио разработчика состоит из унылых картинок, то вам не сюда.
Это совсем не так очевидно, как вы может быть подумали. Сайты, к счастью или сожалению – это не пирожки, которые сравнить можно только по свежести и начинке.
«Сайт под ключ» совсем не означает, что на следующий день после сдачи можно показывать его потенциальным клиентам. Уточните:
- когда будет готово ТЗ (техническое задание), и будет ли оно вообще (удивительно, но факт – еще не перевелись те, кто получив предоплату делает нечто эфемерное «помните, мы об этом говорили» :) )
- на ком лежит создание контента (тексты, изображения, описания и т.д.) и его размещение на сайте
- входит ли в эту сумму стоимость лицензии CMS (системы управления сайтом)
- каким образом и чьими силами осуществляется тестирование
- перенесут ли созданный сайт на хостинг и возможно ли технически его потом сменить
- срок бесплатной поддержки ошибок, выявленных после сдачи проекта
- и еще куча всего
Эти вопросы обычно замалчиваются. Другая сторона медали в том, что каждый сэкономленный рубль на сайте – потеря 10 рублей на рекламе!
Планируйте не только расходы на сам сайт, но и на его последующее развитие и рекламу. Рассчитывайте в адекватных пропорциях. Если у Вас есть на все про все 100 рублей, то заказывать сайт за 99 опрометчиво (ну, кроме как задачи сайта в отмывании этой суммы :) )
Сразу определитесь, что важнее: дедлайн или идеальный сайт, когда требуется реализовать все неочевидные при подписании договора идеи, возникшие непосредственно в процессе разработки.
За неделю готовый к рекламе и клиентам интернет-магазин не сделать, особенно за 3756 рублей. Хотя, есть на рынке компании, предлагающие нечто подобное. Важно понимать, что мало денег - значит немного и работы. Как правило, дизайн таких сайтов шаблонный (не ждите оригинальности), существенно ограничены возможности внесения изменений и последующей доработки.
Поверьте, идеального сайта не существует. Иначе бы компании с солидным бюджетом давно реализовали все раз и навсегда. Однако их сайты меняются. Так что при возникновении очередной супер-пупер идеи, отдаляющей сдачу проекта на пару-тройку месяцев, лучше примите решение остановиться. Начните зарабатывать с помощью созданного сайта, а реализовать задуманное можно и параллельно.
Гарантий тут, конечно, нет. Но можно провести ряд профилактических мероприятий:
- найдите исполнителя через «сарафанное радио»
- подготовьте с исполнителем подробное ТЗ обязательно ДО осуществления предоплаты за весь проект
- разбейте задачу на несколько этапов и предусмотрите «наказание рублем» за просрочку сдачи каждого, а также проекта целиком.
Иначе может быть так – договорились с исполнителем на месяц, проходит даже не два, а сайта нет. Вы и требовать назад не хотите, потому что «сайт вот-вот будет готов», но и результата нет.
Вы когда-нибудь контролировали ход выполнения работ разных людей над составными частями проекта? Например, строили дом или организовывали свадьбу?
Если да, тогда ответьте себе:
- все этапы были понятны ДО начала процесса или пришлось разбираться по ходу дела?
- уложились в сроки?
- довольны результатом с точки зрения затраты денег/нервов/телефонных счетов и т.д.?
Короче,
Чем выше уровень студии, тем взыскательнее ее клиенты. Тем более строго выстроены все процессы, а клиент в этом случае принимает посильное участие в разработке проекта в атмосфере профессионализма и комфорта – с ним встретятся по любым вопросам хоть ночью в другом городе. Конечно, это находит отражение в стоимости оказываемых услуг.
Адекватно оценивайте целесообразность вашей вовлеченности в создании сайта. Кто бы не был исполнителем - вникайте в процесс! В противном случае ТЗ может быть выполнено вплоть до последней запятой, а созданный сайт «не соответствовать целям компании, не отражать ее корпоративный дух, не нести миссию потенциалам» и т.п.).
Хотите впечатляющий результат - внимательно изучайте и вносите коррективы в ТЗ, утверждайте прототипы дизайна страниц, будьте в курсе работ по программированию, тестируйте функционал, позаботьтесь о наполнении сайта. При высоком уровне исполнителя этих движений просто будет значительно меньше.
Итак, неприятно, но факт - идеальных сайтов и идеальных исполнителей не существует :(.
Обращайте внимание не только на бюджет! Получите полное представление о проекте ДО начала работ: ЧТО будет сделано и КОГДА все это закончится. Начните с целей проекта, описания требуемого результата и разработки подробного ТЗ. Зафиксируйте с разработчиком стоимость этапов, сроки их выполнения и ответственность в случае в случае задержек.
Это вас не спасет, но будет значительно легче :)
А ваш сайт сдали вовремя? Что этому помогло или помешало?
Как вы определяли адекватную цену за сайт? Результатом за эти деньги довольны?
На что еще следует обращать внимание заказчикам при выборе исполнителя?
А что следует учитывать студиям при общении с клиентом?